развитие речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В дальнейшем, в период обучения детей в школе успешность во многом будет зависеть от уровня овладения ими связной речью.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Главная особенность развития речи у детей на школьном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний и т.д.
Т.о., в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен быть здоровым, обладать достаточной активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение.
Своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
В случае, если у ребенка встречаются нарушения письма и чтения, то преодоление и предупреждение таких речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. В этой связизадачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.
Как пробудить интерес к чтению
Подготовка руки к письму
Развитие мелкой моторики
Родителям о заикании
советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
Родителям следует обратить внимание на следующие
основные параметры речевого развития:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребёнок к шести годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3.Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса.
В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.
- Состояние связной речи
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д. Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.
Также следует обратить внимание на такие
аспекты развития ребёнка:
Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
Не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
Развитие мелкой моторики
-Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки. Лепка из пластилина замечательно воздействует на мелкую моторику. Такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.
Итак, родителям необходимо помнить, что главным фактором, влияющего на речь ребёнка, является образец речи в семье. Развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребёнка в школе. Самое главное, что вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и понимающим родителем, ведь не всё может получаться сразу.
Успехов Вам и Вашим детям!
ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Контроль навыка письма у ребёнка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребёнок может не более двадцати минут.
Обратите особое внимание как ваш ребёнок держит карандаш!
Если ребенок держит карандаш неверно, сейчас, когда навык еще окончательно не сформировался и не закрепился, есть время поправить ребенка и постараться научить правильно держать карандаш.
Нужно объяснить ребенку, что рука при неверном обращении с пишущим предметом будет достаточно быстро уставать. При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.
Важно найти вместе с ребенком вариант правильного положения карандаша или ручки. Необходимо, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство такого положения.
развитие мелкой моторики
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
• Предложите своей дочке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
• С сыном можно провести игру-соревнование на скорость. Кто быстрее, папа или сын, разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
• Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или
счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кроватку для куклы.
• Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
• Лепите со своим ребёнком из пластилина, играйте в мозаику и пазлы, режьте ножницами.
• Учите ребёнка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
• И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика.
Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, проговаривая текст.
Дождик
Вышел дождик на прогулку. - Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, - На каждую строку загибаем
Барабанит по окошку, на обеих руках пальцы, начиная с больших.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих, - Встряхиваем ладонями,
Крыши дождик вымыл тоже. как будто отряхиваем их от воды.
Сразу город мокрым стал.
Дождик кончился. Устал. - Кладем ладони на стол.
|